Санкт-Петербургский государственный университет

Медицинский факультет

 Реферат

Медицина и словесность. Русские и зарубежные врачи-писатели.

Жизнь, творчество и врачебная деятельность Михаила Афанасьевича Булгакова.

 Выполнила студентка I курса Скорюкова Ксения Алексеевна

Оглавление

 

  1. Введение
  2. Глава 1. «Любая история болезни – это уже сюжет»
  3. Глава 2. «Ничем иным я быть не могу, я могу быть одним – писателем»

3.1.         Глава 2. Часть 1. «Капитал, который у вас будет, – это образование»

3.2.         Глава 2. Часть 2. «Степень лекаря с отличием со всеми правами и преимуществами, законами Российской Империи сей степени присвоенными»

3.3.         Глава 2. Часть 3. «Записки юного врача»

3.4.         Глава 2. Часть 4. «Бросил звание с отличием и писал»

  1. Заключение
  2. Список источников

Введение

 

В древности любой сколько-нибудь выдающийся врач сочинял трактаты, причём не только на медицинские темы, но и философской, литературной, бытовой тематики. Впрочем, и врачебные тексты обычно отличались литературностью языка и изяществом стиля, притом содержали массу бытовых подробностей, лирических и философских отступлений. Медицина считалась составной частью философии, и притом одной из важнейших: рассуждая о человеке, его душе и теле, мыслители непременно касались причин болезней и на основе осмысленного приходили к разнообразным методам и способам излечения.

Ещё в древности труд мыслителя и врачевателя тесно переплетаются между собой, создавая единую ячейку, сферу деятельности, не присущую никому кроме врача. Не каждый мыслитель – врач, но каждый врач – мыслитель, поскольку, находясь постоянно в окружении людей, людей абсолютно разных и не похожих друг на друга, он черпает бесценный материал жизненаблюдения, изучает порой уже несознательно характеры и их взаимодействия между собой. Врач соприкасается в своём поле деятельности с сотнями и тысячами индивидуальностей, каждая из которых несёт в себе хотя бы крупицу нового знания, которое по глобальной своей природе неисчерпаемо.

Неудивительно, что порой, насыщаясь этим знанием, врачи стремятся поделиться им с остальными – и записывают поначалу свои наблюдения, затем приступают к более смелому и выразительному творчеству, создавая рассказы, повести, романы. Можно было бы назвать сотни и сотни фамилий тех, что лечили не только тело – но и душу. Лечили души посредством литературы, лечили их что двести лет назад, что пятьдесят, что лечат сейчас – одинаково чутко, тонко и с сердцем.

В данном реферате мне хотелось бы осветить проблематику слияния этих двух сфер деятельности – литературной и врачебной, главенствующие особенности языка и стиля писателей-врачей, а также изучить основные вехи творческой жизни (во взаимосвязи с его врачебной практикой) замечательного писателя XX столетия Михаила Афанасьевича Булгакова.


 Глава 1. «Любая история болезни – это уже сюжет»*

 

Медик знает о человеке все самое худшее и самое лучшее.

Когда человек болен и испуган,

он сбрасывает маску,

которую привык носить здоровый.

И Врач видит людей такими,

как они есть на самом деле –

эгоистичными, жестокими, жадными,

малодушными; но в то же время –

храбрыми, самоотверженными,

добрыми и благородными.

И, преклоняясь перед их достоинствами,

он прощает им недостатки.

Уильям Сомерсет Моэм

Артур Конан Дойль, Иоганн Фридрих Шиллер, Рабле, Буссенар, Кобо Абэ, Владимир Даль, Аксенов, Лем, Уильям Моэм, Антон Павлович Чехов, Михаил Афанасьевич Булгаков, Викентий Викеньтьевич Вересаев (Смидович) – список писателей-врачей можно было бы продолжать бесконечно.

Только среди признанных мэтров, среди литературных знаменитостей врачами по первой профессии являются несколько десятков, а если рассматривать всех оставивших след в изящной словесности, то счет пойдет на сотни. Итак, писателей-медиков куда больше, чем, например, инженеров, и разве лишь писатели - юристы по образованию могут соперничать с ними в численности.

Конечно, в медицинских ВУЗах, как современных, так и ВУЗах прошлого литература не входила (и не входит, что весьма печально) в перечень изучаемых предметов, однако одна из важнейших преподаваемых дисциплин – это латынь. Несомненно, изучение языков развивает человеческий ум, переносит всю его способность мыслить и размышлять на некий другой уровень, развивает как логическое, так и ассоциативное мышление, расширяет общий горизонт эрудированности и сферы познания человека. Недаром русские учебники по медицине, написанные еще в 20-е годы XX века, совсем в другую эпоху и располагающими совсем другими знаниями людей, так интересно читать - их авторы заканчивали классические Гимназии, в которых как раз-таки изучали классические языки, в перечень которых входил также латинский.

Но почему же конкретные Врачи берутся за перо? Причины могут

 

* М. М. Жванецкий.

быть у каждого свои, но очень часто осмысление врачебного опыта, накопление опыта жизненного побуждает доктора от написания историй болезни перейти к повествованию художественному...

У одних это происходит сразу (порой даже до окончания учебы в университете) и они сразу же сворачивают с «врачебных рельс» в направлении стези писательской, другие довольно долго остаются практикующими медиками (а иногда и всю жизнь совмещают оба занятия).

А как отражается первая профессия в пробных литературных изысканиях, в литературном творчестве вообще? Тоже по-разному. Есть писатели-медики, в книгах которых запах больницы и лекарств, шуршание белого халата и тиканье больничных часов на стене ощущается постоянно и неизменно, а есть такие, у которых это ощущение невозможно найти, как ни старайся. Последнее, впрочем, несколько сомнительно - вчитываясь в литературные тексты, обязательно найдешь тему, отражающую знакомство автора с эскулаповым ремеслом.

Например, у Джона Китса нет ни одного стихотворения на медицинские темы, однако его предсмертная "Ода к Фанни" начинается словами: "Природа-Врач! Пусти мне кровь души!", плотно переплетаясь с основной (что, кстати, тоже весьма спорно) его деятельностью. Английские литературоведы, проанализировав лексику Китса, установили, что его литературный язык фактически изобилует физико-химическими терминами, усвоенными еще в студенческие годы, во времена изучения медицинских и близких таковым дисциплин. Да и сам поэт нередко говорил, что с удовольствием просматривает книги на медицинскую тематику и не хочет с ними расставаться несмотря ни на что. Наконец, сам сюжет китсовской поэмы "Ламия" почерпнут из старого врачебного трактата "Анатомия меланхолии".

Впрочем, незаурядные познания в области естественных наук, включая и физиологию с патологией, обнаруживает в своих стихах Николай Заболоцкий. А ведь он был студентом медицинского факультета МГУ только год, да и учился там параллельно с «родным» историко-филологическим - соблазнил паек в виде хлеба и масла. Поскольку продукты давали только успевающим, Заболоцкий даже подзапустил учёбу на своем любимом факультете, занимаясь вместо наук гуманитарных в основном естественными, а когда с окончанием Гражданской войны льготы медикам отменили, он бросил оба курса. Так или иначе, усвоенное на лекциях и практикумах не исчезло бесследно, а отразилось во всем последующем творчестве автора, стало своеобразным направляющим вектором в его литературной деятельности.

Не менее интересен и такой вопрос: есть ли нечто общее в творчестве, в писательской манере литераторов-врачей, отличающее их от коллег с иным образованием? При всем разнообразии жанров, тем и стилей можно заметить, что писатели-медики чаще склонны драматизировать, им реже нравится созерцательное, неторопливое повествование. Не каждый врач будет писать детективно-авантюрные романы, как Эжен Сю или  Артур Конан Дойл, но все же им больше по душе психологически острые сюжеты и неожиданные развязки – как, например, в бытовых рассказах Антона Павловича Чехова или Уильяма Сомерсета Моэма. Впрочем, ранний Чехов ведь известен такими вещами, как "Драма на охоте" или "Ненужная победа" – так что любое деление весьма и весьма относительно, к творчеству каждого отдельного писателя необходимо подходить индивидуально. 
Если же строго подходить к оценке деятельности писателей-медиков, то необходимо сказать, что среди них много мастеров исторического жанра, авторов книг об экзотических странах, сочинителей пьес, главной «изюминкой» которых будет являться сложная и многоярусная интрига, фантастов, сатириков.

Но и в чисто "реалистических", психологических сюжетах они больше склонны описывать внешние подробности, строить напряженные диалоги - чем авторские рассуждения или внутренние монологи героев. В стихах поэты-врачи чаще тяготеют к зримым, осязаемым образам. Хотя, разумеется, в любом правиле существуют исключения – такова их природа, посему и среди них есть художники совершенно иного склада.

Итак, постараемся с этим разобраться на примере литературного и медицинского творчества Михаила Афанасьевича Булгакова, сопоставим события в его врачебной практике и проследим за их влиянием на его литературную деятельность.

 

Глава 2. «Ничем иным я быть не могу, я могу быть одним – писателем» *

Глава 2. Часть 1. «Капитал, который у вас будет – это образование» **

 

Михаил Афанасьевич Булгаков родился 3 (15) мая 1891 г. Первым ребенком в браке преподавателя Киевской Духовной академии Афанасия Ивановича Булгакова и Варвары Михайловны, в девичестве Покровской.  У Михаила было шесть братьев и сестер – Вера (1892 г.), Надежда (1893 г.), Варвара (1895 г.), Николай (1898 г.), Иван (1900 г.) и Елена (1902 г.). Семья была очень дружной, родители заботились не только о получении детьми хорошего образования, но и благополучной, способствующей духовному, моральному и эстетическому развитию детей. Из воспоминаний сестры М. А. Булгакова, Надежды: «…основным методом воспитания детей… была шутка, ласка и доброжелательность… это то, что выковало наши характеры… У нас в доме все время звучал смех… Это был лейтмотив нашей жизни». Мать рассказывала детям сказки, которые сочиняла исключительно сама. Отец прививал детям трудолюбие и стремление к знаниям, эту линию воспитания продолжила и Варвара Михайловна после скоропостижной смерти мужа в 1907 году. По словам Н.А.Булгаковой-Земской, сестры писателя, она говорила: «Я хочу вам всем дать настоящее образование. Я не могу вам дать приданое или капитал. Но я могу вам дать единственный капитал, который у вас будет, – это образование».

Так, в 1900 г. Михаил был зачислен в подготовительный класс Киевской Второй гимназии, который закончил «с наградой второй степени». А 22 августа 1901 г. он начинает учебу в знаменитой Первой мужской Александровской гимназии и оканчивает ее в мае 1909 г. Нужно сказать, что гимназия эта имела особый и престижный статус, ее воспитанников направленно готовили для поступления в университеты, преподавая соответствующий ряд учебных дисциплин. Генерал П.С.Ванновский, ставший в 1901 г. министром народного просвещения и выдвинувший лозунг «сердечного попечения о школе», стремился привлечь для работы в гимназиях университетских преподавателей.

Например, профессор Киевского, а в дальнейшем Московского университета, известный философ Г.И.Челпанов читал спецкурсы по философии, логике и психологии. После 1906 г. его сменил доцент университета А.Б.Селиханович, который преподавал еще и литературу.

 

*вывод, сделанный из осмысления собственной деятельности главным героем рассказа М. А. Булгакова «Пропавший глаз» (1926), врачом. Рассказ наряду с несколькими другими входит в цикл «Записки юного врача».

** слова Варвары Михайловны, матери писателя, позаботившейся о получении Булгаковым достойного образования.

Учителем латинского языка в гимназии был чех А.О.Поспишиль, издатель сочинений Платона и страстный пропагандист античной культуры. Русский язык и словесность до 1903 г. преподавал крестный отец Михаила Н.И.Петров, его сменил доктор Венского университета Ю.А.Яворский, крупный ученый-фольклорист. Следует назвать еще и историка М.И.Тростянского, специалиста по Гоголю, и директора гимназии, математика Е.А.Бессмертного… И хотя Киев был провинциальным городом Российской империи, нет сомнения в том, что по уровню преподавания и составу учителей Александровская гимназия не уступала лучшим столичным учебным заведениям. По мнению исследователей, эта гимназия и ее преподаватели стали для Булгакова сродни Царскосельскому лицею и его учителям для Пушкина.

Еще в период обучения в гимназии Михаил Афанасьевич проявляет творческие способности, живой интерес ко всему новому. Его сестра Надежда вспоминала: «Он был весел, он задавал тон шуткам, он писал сатирические стихи про ту же самую маму и про нас, давал нам всем стихотворные характеристики, рисовал карикатуры, играл на рояле». Из увлечений Булгакова того времени Надежа Афанасьевна выделяла футбол – игру, только начинавшую в ту пору завоевывать популярность в России (им увлекались и братья Михаила, Николай и Иван), – и увлечение театром: и в качестве зрителя, и как участника летних дачных спектаклей. «В Бучанском парке подвизаются на подмостках артисты императорских театров Агарин и Неверова…» – так шутливо она называла по их сценическим псевдонимам Михаила и сестру Веру.

 

Глава 2. Часть 2. «Степень лекаря с отличием со всеми правами и преимуществами, законами Российской Империи сей степени присвоенными». 

Окончив гимназию, Михаил Булгаков не особенно колебался в выборе профессии: влияние родственников-врачей, братьев Василия, Николая и Михаила Покровских, избравших врачебную стезю; близкое присутствие друга их дома, педиатра И.П.Воскресенского, перевесило наследственные корни предков–священнослужителей и толкнуло в изучение медицины. Впрочем, и время, и воспитание было уже совсем другое, не соответствующее обучению богослова. Итак, 21 августа 1909 года он был зачислен на медицинский факультет Императорского Университета св. Владимира в Киеве. Учеба проходила и в условиях начавшейся тогда Мировой войны 1914-1918 гг. Студент-медик Булгаков не остается в стороне: в августе 1914 г. он помогает родителям жены организовать лазарет для раненых при Казенной палате в Саратове и сам работает там врачом-санитаром; в мае 1915 г. он поступает в Киевский военный госпиталь Красного Креста на Печерске; летом того же года служит врачом-хирургом в прифронтовых госпиталях городов Каменец-Подольского и Черновиц в австрийской Буковине. Диплом об окончании Киевского университета Булгаков получил почти через полтора года: 31 сентября 1916 г. его утвердили в «степени лекаря с отличием со всеми правами и преимуществами, законами Российской Империи сей степени присвоенными».

 

Глава 2. Часть 3. «Записки юного врача».


Еще до официального получения диплома, лишь с «Временным свидетельством», выданным ему после успешной сдачи университетских выпускных экзаменов Михаил Булгаков по истечении срока службы на фронте был отозван в тыл, но как военнообязанный он в 20-х числах сентября зачислен «врачом резерва Московского военно-санитарного управления» для откомандирования в распоряжение смоленского губернатора с целью работы в земствах. В середине сентября 1916 г. Булгаков прибывает в Смоленскую врачебную управу и получает направление в один из самых глухих уголков Смоленской губернии – в село Никольское Сычевского уезда. Они с женой прибыли туда 29 сентября – именно эта дата, начало врачебной деятельности будущего писателя в Никольском, стоит в удостоверении, выданном ему позднее. Работа «земским лекарем» отражена в автобиографическом цикле рассказов «Записки юного врача».

Входящие в цикл рассказы в 1925-1926 гг. публиковались в московском журнале "Медицинский работник", а также ("Стальное горло") в ленинградском журнале "Красная панорама". При публикации все они, за исключением двух, имели подзаголовки "Записки юного врача", или такое же подстрочное примечание. К рассказу "Тьма египетская" имеется сноска: "Из готовящейся к изданию книги "Записки юного врача"", однако книга так и не была издана при жизни Булгакова.

В предисловии к несостоявшемуся второму изданию «Записок юного врача» сестра писателя Надежда Афанасьевна Булгакова (Земская) отмечала: "Уроженец большого культурного города, любящий и знающий искусство, большой знаток и ценитель музыки и литературы, а как врач склонный к исследовательской лабораторной и кабинетной работе, Михаил Булгаков, попав в глухую деревню, в совершенно непривычную для него обстановку, стал делать свое трудное дело так, как диктовало ему его внутреннее чувство, его врачебная совесть. Врачебный долг - вот что прежде всего определяет его отношение к больным. Он относится к ним с подлинно человеческим чувством. Он глубоко жалеет страдающего человека и горячо хочет ему помочь, чего бы это ни стоило лично ему. Жалеет и маленькую задыхающуюся Лидку ("Стальное горло"), и девушку, попавшую в мялку ("Полотенце с петухом"), и роженицу, не дошедшую до больницы и рожающую у речки в кустах, и бестолковых баб, говорящих о своих болезнях совершенно непонятными словами ("Пропавший глаз": "...научился понимать такие бабьи речи, которых никто не поймет"), и всех, всех своих пациентов. Пишет он об этом без излишней декламации, без пышных фраз о долге врача, без ненужных поучений. Не боится он сказать и о том, как трудно ему приходится. В жизни Мих. Булгаков был остро наблюдателен, стремителен, находчив и смел, он обладал выдающейся памятью. Эти качества определяют его и как врача, они помогали ему в его врачебной деятельности. Диагнозы он ставил быстро, умел сразу схватить характерные черты заболевания; ошибался в диагнозах редко. Смелость помогала ему решиться на самые сложные операции».

Оперативная деятельность врача М. А. Булгакова за время его врачебной практики в Никольской земской больнице выразилась в следующем: было произведено операций - ампутация бедра (1), отнятие пальцев на ногах (3), выскабливание матки (18), обрезание крайней плоти (4), акушерские щипцы (2), поворот на ножку (3), ручное удаление последа (1), удаление атеромы и липомы (2) и трахеотомий (1); кроме того, производилось: зашивание ран, вскрытие абсцессов и нагноившихся атером, проколы живота (2), вправление вывихов; один раз производилось под хлороформенным наркозом удаление осколков раздробленных ребер после огнестрельного ранения".

Многие из упомянутых операций отразились в «Записках…».

То, что сам Булгаков был действительно хорошим врачом, подтверждает и первая жена писателя Татьяна Николаевна Лаппа, неизменно бывшая рядом с ним и в Никольском, и в Вязьме, куда он был перераспределен после отбытия из Никольского: "Диагнозы он замечательно ставил. Прекрасно ориентировался". Для автора и главного героя «Записок юного врача» прежде всего важен его собственный профессиональный успех, а борьбу он мыслит не в одиночку, но в единстве с соратниками-медиками, а не с неким аморфным и грандиозным целым. Юный врач, как видится ему в "Тьме египетской", всегда вместе со своей "ратью" фельдшеров и медсестер, и, может быть, шире, с "отрядом врачей". М. А. Булгаков утверждает силу личного подвига интеллигента, несущего помощь страждущим и просвещение народу.

Так, один из рассказов цикла, «Полотенце с петухом», раскрывает всю признательность пациентов доктору Булгакову. Так пишет М.А.Булгаков о спасённой им от смерти крестьянской девушке, попавшей в мялку: «…обвисая на костылях, развернула свёрток, и выпало длинное снежно-белое полотенце с безыскусственным красным вышитым петухом. Так вот что она прятала под подушку на осмотрах. То-то, я помню, нитки лежали на столе. - Не возьму, - сурово сказал я и даже головой замотал. Но у неё стало такое лицо, такие глаза, что я взял…» Однако, по воспоминаниям автора, несмотря на всю благодарность простого народа, были и такие, что в полной мере выражали свою грубость, меркантильность, жадность – для заболевшей жены доктора Булгакова, Татьяны Николаевны, кулаки не захотели продать даже полуфунт масла.

Вообще, писатель довольно часто в своих «Записках…» обращается к теме непросвещенности деревенского народа, пренебрегающего или не понимающего указания врача и выполняющего их так, что лечение шло во вред («Тьма египетская»). В частности, рассказ «Звездная сыпь» полностью посвящен распространившимся тогда в деревне венерическим заболеваниям и попыткам автора с ними бороться – к слову, М. А. Булгаков именно тогда перешёл от своей первоначальной специализации «педиатрия» к специализации «инфекционные и венерические заболевания». С его участием открываются специализированные пункты в деревнях уезда, позже он заведует отделением инфекционных и венерических заболеваний в Вязьме.

Были в практике Михаила Афанасьевича и вовсе опасные для врача случаи. Один из них отчасти запечатлен в рассказе «Крещение поворотом». По воспоминаниям первой жены писателя Т. Н. Лаппа, настроение мужа роженицы, которого в рассказе вообще нет среди действующих лиц, было суровым и не сулило юному врачу ничего хорошего: "В первую же ночь, как мы приехали, Михаила к роженице вызвали. Я сказала, что тоже пойду, не останусь одна в доме. Он говорит: "Забирай книги, и пойдем вместе". Только расположились и пошли ночью в больницу. А муж этой женщины увидел Булгакова и говорит: "Смотри, если ты ее убьешь, я тебя зарежу". Вот, думаю, здорово. Первое приветствие. Михаил посадил меня в приемной, "Акушерство" дал и сказал, где раскрывать. И вот, прибежит, глянет, прочтет и опять туда. Хорошо, акушерка опытная была. Справились, в общем".

В результате другой ситуации М. А. Булгаков заразился дифтерией, отсасывая из горла больной девочки дифтерийные пленки – это впоследствии явилось причиной злоупотребления морфием. От наркотического пристрастия спасла писателя его жена, уже известная нам Татьяна Николаевна. Мужественная женщина не только не бросила Булгакова в сложный период, когда он закладывал многие их вещи, ввергая себя и жену в нищету, фальсифицировал рецепты, рискуя быть раскрытым, но и имела терпение избавить его от зависимости, постепенно вводя все меньшие дозы лекарства. Эти события отражены в рассказе «Морфий», официально не входящем в цикл «Записки юного врача», однако  примыкающем к нему.

 

Глава 2. Часть 4. «Бросил звание с отличием и писал».

Окончательно отстраняется от врачебной деятельности М. А. Булгаков в начале 1920 года, пережив множество смен власти, скрывая свое невольное служение в рядах белых от Советской власти, перебиваясь заработками от работы в журналах и газетах, позже – являясь востребованным автором пьес и фельетонов, еще позже – попавшим в опалу И. В. Сталина писателем и драматургом. Это событие так в основном отмечено в булгаковской «Автобиографии» (1924 г.): «…окончил Университет по медицинскому факультету, получил звание лекаря с отличием. Судьба сложилась так, что ни званием, ни отличием не пришлось пользоваться долго. Как-то ночью в 1919 году, глухой осенью, едучи в расхлябанном поезде, при свете свечечки, вставленной в бутылку из-под керосина, написал первый маленький рассказ. В городе, в который затащил меня поезд, отнес рассказ в редакцию газеты. Там его напечатали. Потом напечатали несколько фельетонов. В начале 1920 года я бросил звание с отличием и писал».

Таким образом, в 1920 году прерывается карьера Михаила Афанасьевича Булгакова в качестве врача. Однако нельзя не согласиться, что он показал себя чутким, самоотверженным, решительным и профессиональным врачом, который, поступаясь порой собственными интересами, спасал простой крестьянский народ, боролся с его непросвещенностью, терпел неблагодарность – но в тоже время с чуткостью принимал слова благодарности и с милосердием относился к каждому своему пациенту.

Врачебная же деятельность, несомненно, оказала важное влияние на всю литературную деятельность писателя. В его произведениях (особенно это выражается в замечательнейшем романе «Мастер и Маргарита») отражены принципы авторского мировосприятия, построенные на любви к ближнему, на чести, на честности и верности – мне кажется, неоспоримо то, что именно медицинская практика явилась тем фундаментом, на котором была построена эта философия.

 

Заключение

Итак, в заключение хотелось бы сказать, что писатели-врачи стали в своей литературной братии будто бы особенной кастой, чьи произведения отличаются рационализмом, драматичностью, неким скептицизмом и в тоже время особой чуткостью к человеческим эмоциям, характерам, мыслям.

Многие из них, избирая путь литературный, бросали прошлую плодотворную для мысли и чувства стезю – медицинскую, некоторые же оставались служителями обеих прекрасных и, не побоюсь этого слова, изящных наук до самой смерти. В конечном счете, важно лишь то, что оба избранные пути тесно, пусть и незримо, сплелись в жизни и творчестве, пожалуй, каждого из них. Медицина привнесла особые, никаким другим писателям не присущие черты в творчество писателей-врачей, литература позволила развить сферу чувственную, столь необходимую для представителя такой ответственной профессии как врач.

Всё это мы могли увидеть на примере кусочка биографии М. А. Булгакова, связанного с обучением на медицинском факультете и последующей врачебной практикой. Человек широкой души, тонкого интеллекта, он оставался при своем профессионализме и в то же время человеческой чуткости в каждый, даже самый тяжелый жизненный период. Все трудности и радости, связанные с докторским ремеслом в деревне, он описал в своих «Записках юного врача», ставших также, несомненно, первым шагом в его широкой литературной деятельности.

 

 Список источников

  1. Соколов, Б. В. Булгаков. Энциклопедия. – М., Алгоритм, 2003.
  2. Информация с сайта Музея им. М. А. Булгакова в Москве (http://www.dombulgakova.ru).
  3. (http://www.pseudology.org/Literature/Hipocrat_Apollon.htm)
  4. Информация с сайта кафедры нормальной анатомии Киевского университета (http://anatomycsmu.at.ua/index/bulgakov/0-105).