Санкт-Петербургский государственный университет

медицинский факультет

 Реферат по курсу "История медицины" на тему:

"История развития акушерства в России"

 Выполнила: студентка 1 курса 106 гр. Е.Е.Вешнякова

Оглавление:

1. Введение-2;

2. Акушерство-2;

3. Акушерство в Древней Руси-2;

4. Развитие акушерства в 18 веке-4;

5. Развитие акушерства в 19 веке-8;

6. Развитие акушерства в 20 веке-10;

7. Акушерство в Советские времена-11;

8. Акушерство в 21 веке-13;

9. Заключение-13;

10. Список используемой литературы-14.

 

Введение:

 

Рождение ребенка-это самый замечательный момент в жизни каждой матери и самый серьезный, ведь от протекания родов зависит дальнейшее развитие плода. Я считаю, что профессия акушера одна из самых сложных и ответственных, потому что эти люди помогают появляться на свет новой жизни. И, мне кажется, познакомится с  историей развития данной медицинской дисциплины достаточно интересно.

 

Акушерство (отфр. accoucher —помогать при родах)—учение о беременности, родах и послеродовом периоде и гинекология (от греч. gyne, gynaik (os) — женщина; logos — учение) — в широком смысле слова — учение о женщине, в узком смысле — учение о женских болезнях — являются древнейшими отраслями медицинских знаний. До XIX в. они не разделялись, и учение о женских болезнях было составной частью учения о родовспоможении.

История акушерства тесно связана с историей медицины вообще, хотя до XVIII столетия оно стояло на более низкой ступени развития, чем остальные отделы врачебной науки, так как на его долю выпала ещё большая борьба с предрассудками и невежеством.

В России наука акушерства получила своё начало и развитие значительно позже, чем в других европейских странах. Первый акушер, о котором упоминается в летописях, был англичанин Якоб (при Иоанне Грозном), славившийся как «умеющий очень искусно лечить женские болезни».

 

Акушерство в Древней Руси:

Акушерство (от французского “accoucher” – рожать) – одно из древнейших направлений медицины. Беременные женщины Древней Руси верили в помощь языческих заклинаний, в жертвоприношения богам, в силу трав.

Особой силой, по мнению древних, обладала белая кувшинка Одолень –трава. Перед родами живот беременной смазывали мазью из заячьей желчи, сока пырея и козьего сала, давали выпить воду, в которой варились два яйца, и съесть два кусочка корневища белой кувшинки. Была даже сложена песня :

Если б знала баба,
Что такое Одолень –трава,
Вшивала бы в пояс
И носила б на себе...

Традиционно детей в семьях было много, и роды, повторявшиеся почти каждый год, воспринимались всеми как самое что ни на есть естественное событие. Наши предки благодарили богов за благосклонность в случае благополучного появления на свет ребенка и со смирением встречали его смерть. Помощь роженице в те времена оказывали старшие в семье женщины. Летописи сохранили имя врача Евпраксии, необыкновенно талантливой и самоотверженной женщины, жившей в XII веке. От периода раннего христианства до нас дошла молитва роженицы:

Стану, благословясь, пойду перекрестясь,
из избы дверьми, из двора воротами,
во чистое поле, во синее море.
Есть там у Христа на престоле
сидит Пресвятая Матерь Богородица,
держит золотые ключи,
отмыкает мясные ларцы,
отпускает младенца из плоти, из утробы;
отпускает младенца из плоти, из горячей крови,
чтобы не чуять ни щипоты, ни ломоты, аминь.

Но монголо –татарское иго, господствовавшее на Руси более двух столетий (1237 –1480), практически остановило развитие медицины. Лишь в конце XVI века при Иване Грозном был создан первый государственный орган, управляющий системой здравоохранения, – так называемый Аптекарский приказ. Религиозные догмы и домострой, существовавшие на Руси, утвердили представление о том, что врачам –мужчинам заниматься акушерством не пристало, и роды обычно принимали “повитухи ” (“повивать ” – принимать младенца).

“... Деревенские повитухи – это всегда пожилые женщины, по большей части вдовы. “Бабят ” иногда и замужние женщины, но только те, которые сами перестали рожать и у которых нет месячных очищений. Девица, хотя и престарелая, повитухой быть не может, да и бездетная – плохая повитуха. Какая она бабка, коли сама трудов не пытала? При ней и рожать трудно, и дети не всегда в живых будут... Повитуха приглашается на все трудные роды, обязательно бывает по их окончании, чтобы перевязать пуповину, вымыть и попарить роженицу и новорожденного, и первые дни поухаживать за ним ”. (Г. Попов. Русская народно—бытовая медицина. 1903)

Повитухи не имели специального образования, но славились своим умением, основанном на опыте целых поколений. К помощи повитух прибегали вплоть до середины XX века. Однако в 20—е годы нашего столетия они почему—то попали под волну гонений и репрессий. Беременность всегда была своего рода событием в деревне. Как только беременность становилась заметной, соседи начинали обсуждать “брюхатую ”, гадать, кто же родится. Считалось, что пол ребенка можно точно предсказать по форме живота матери. Если живот острый, то женщина носит мальчика, если широкий и плоский –родится девочка. Обращали внимание и на лицо беременной. Румяное и чистое лицо означало рождение мальчика, а покрытое пигментными пятнами –рождение девочки. В прежние времена существовало множество народных примет, связанных с беременностью. Например, отправляющимся на сенокос или жатву встреча с беременной должна была принести удачу. Ожидающей ребенка женщине нельзя было присутствовать при похоронах, смотреть на уродов и слепых. Верили, что если беременная совершит кражу, то родимое пятно на теле ребенка повторит своей формой украденную вещь. Положение женщины во время беременности во все времена определялось взглядами на это состояние социальной среды, ее благосостоянием, количеством рабочих рук и взаимоотношениями в семье. Однако бережное отношение к беременной было типичным для всех слоев русского общества. В деревнях даже самые сердитые мужья переставали “учить бабу ”, свекровь освобождала ее от тяжелых работ по дому. Для беременной часто готовили отдельно что –нибудь вкусное и питательное, старались исполнять ее прихоти, с пониманием относились к ее подчас странным желаниям, брезгливости и т.д.

В некоторых деревнях существовал обычай рожать первого ребенка в доме матери, которая под благовидным предлогом удаляла из избы остальных членов семьи. Иногда теснота крестьянских помещений заставляла роженицу из большой семьи спешить к повитухе и рожать у нее. Однако чаще всего роды проходили дома. Если не было отдельной комнаты, то в горнице занавеской отгораживали угол. Во многих семьях специально не очень жарко топили баню, считая, что это расслабит и “размягчит” тело роженицы. Интересно, что и визит повитухи к беременной тоже окружался тайной. Она проходила всегда задними дворами, через огороды. Обычно повитуха входила в дом со словами: “Помогай Бог трудиться! ”. Переодевала роженицу в чистую рубаху, давала выпить крещенской водицы и зажигала перед иконами свечу. Считалось, что верными средствами для ускорения родов является расстегивание ворота рубахи, снимание колец, серег, развязывание узлов, расплетание кос роженицы. Отпирали все замки в доме, открывали заслоны печей, ворот: ведь если все открыто и развязано, то и роды “развяжутся ” скорее. На протяжении всех родов повитуха ободряла роженицу, приговаривая, что все идет хорошо, поглаживала ей поясницу. Почти до момента прорезывания ребенка через наружные половые органы принято было водить роженицу под руки по избе. Пуповину новорожденному перевязывали ниткой, свитой с волосами матери, чтобы связь между ними, по народному поверью, оставалась на всю жизнь. Особенным было и отношение к детскому месту. Если советские родильные дома еще в недалеком прошлом выполняли план по сдачи плаценты для производства различных лекарств (плацента – сильный биологический стимулятор), то в русских деревнях существовал настоящий ритуал захоронения детского места. Его тщательно промывали и, завернутое в тряпочку, зарывали в землю, произнося при этом особые заклинания. В большинстве деревень муж при родах не присутствовал, но обязательно поджидал где–то неподалеку... Считалось, что “не место мужикам видеть, как бабские дела делаются. ” Лишь иногда, при затянувшихся родах или реальной угрозе жизни роженицы, именно ему полагалось усердно молиться Богу и даже обходить дом с образами.

Развитие акушерства в 18 веке:

Мнение о “непричастности ” мужчин к родам было во многом преодолено с помощью Петра Великого. В годы его царствования в Россию приехало много западных врачей, чье мнение не рекомендовалось подвергать критике. Был издан специальный указ, обязывавший врачей –иностранцев “повышать квалификацию ” российских лекарей. Кроме того, сотни молодых людей смогли получить образование за рубежом. Вскоре Россия вырастила собственных ученых.

Хотя Петром Великим открыты были школы «для медической и хирургической практики», но так как имелись в виду исключительно потребности армии и флота, акушерству в них не обучали. Только в 1754 году устроены были акушерские школы в Петербурге и Москве, преподавать в которых были приглашены профессора с помощниками, в Петербурге Линдеман, в Москве Эразмус, которому принадлежит первое акушерское сочинение на русском языке — «Наставление, как женщине в беременности, в родах и после родов себя содержать надлежит». Означенное руководство было составлено по Горну, оригинал которого был издан в 1697 году, так что в середине прошлого столетия, когда уже Смелли, Левре и Редерер преобразовали акушерство, русские врачи почерпали свои знание из крайне устарелой книги конца XVI столетия.

Становление акушерского образования в России связано с именем П. 3. Кондоиди (1710—1760). В 50-х годах XVIII в. он был назначен на должность архиатра — старшего врача Медицинской канцелярии, учрежденной вместо Аптекарского приказа в. 1723 г. в соответствии с реформами Петра I. По предложению П. 3. Кондоиди Сенат в 1754 г. издал указ «О порядочном учреждении бабичьева дела в пользу общества». В 1757 г. в Москве и Петербурге были созданы «бабичьи школы», которые готовили «присяжных бабок» (образованных повивальных бабок, или акушерок). Преподавали в них 'Первоначально иностранцы: один доктор (профессор бабичьего дела) и один лекарь (акушер). В первые годы обучение было только теоретическим. Затем, после' открытия первых в России повивальных (родильных) отделений на 20 коек при Московском (1764) и Петербургском (1771) Воспитательных домах, стал преподаваться и практический курс. Сначала обучение в бабичьих школах было малоэффективным. Имелись существенные трудности, при наборе учениц: так, в 1757 г. в Петербурге были зарегистрированы 11, а в Москве — 4 повивальные бабки, именно они составляли весьма ограниченный резерв набора учащихся. В результате за первые 20 лет Московская школа подготовила всего 35 повивальных бабок (из которых пять были из россиян, а остальные — иностранки).

С момента учреждения в первой половине XVIII века Российской Академии наук и Университета можно говорить о создании в России системы учреждений, способствующих развитию медицинского образования и науки. Нестора Максимовича Амбодика (1744 –1812)“медицины доктора и повивального искусства профессора ”,справедливо называют отцом русского акушерства. В 1770 г. после окончания Петербургской госпитальной школы он был направлен по особой стипендии на медицинский факультет Страсбургского университета, в котором в 1775 г. защитил докторскую диссертацию о печени человека («De hepate humano»).

Вернувшись в Россию, Н. М. Максимович-Амбодик организовал преподавание бабичьего дела на высоком для своего времени уровне: приобрел акушерский инструментарий, лекции сопровождал демонстрациями на фантоме и у кровати рожениц, Фантом женского таза с деревянным ребенком, а также прямые и изогнутые стальные щипцы («клещи») с деревянными рукоятками, серебряный катетер и прочие инструменты были изготовлены по его собственным моделям и рисункам.

По его инициативе в 1797 году был создан петербургский Повивальный институт при “императорской родильне ”, ставший с первых же дней основания центром акушерского образования во всей России. Нестор Максимович Амбодик первым ввел курс акушерства на русском языке. Труд Амбодика “Искусство повивания, или наука о бабичьем деле ” с атласом рисунков на долгие годы стал главным научным пособием для всех отечественных врачей и акушерок.

Его  «Искусство повивания, или наука о бабичьем деле»  явился первым оригинальным российским руководством по акушерству и педиатрии. Н. М. Амбодик одним из первых в России он применил акушерские щипцы.

В России акушерские щипцы начали применяться в 1765 г., когда первый профессор медицинского факультета Московского университета И. Ф. Эразмус, начавший в 1765 г. преподавание акушерства на кафедре анатомии, хирургии и бабичьего искусства, стал использовать их в родах.

Среди многочисленных модификаций акушерских щипцов, созданных в России, наиболее известны щицпы харьковского профессора И. П. Лазаревича (1829—1902). Они отличались незначительной тазовой кривизной и отсутствием перекреста ложек. Со временем в различных странах мира было создано множество моделей акушерских щипцов. Некоторые из них были хороши только в руках их создателей, другие получили всемирную известность, но одно несомненно — их изобретение значительно снизило число плодоразрушающих операций и смертность в родах.

Во второй половине XVIII столетия Москва и Петербург становятся центрами российской акушерской науки. В 1797 г. в Петербурге был основан родильный госпиталь на 20 коек, а при нем:— Повивальная школа на 22 учащихся (ныне Институт акушерства и гинекологии РАМН).

С 1798 г. после учреждения в Петербурге и Москве медико-хирургиче-. ских академий преподавание акушерства стало вестись на самостоятельных кафедрах повивальной науки. Первым профессором акушерства в Московской медико-хирургической академии был Г. Фрезе. Первым профессором . акушерства в Петербургской медико-хирургической академии стал И. Конради.

В 1790 г. кафедру повивального искусства в Московском университете возглавил Вильгельм Михайлович Рихтер (1783—1822). После окончания медицинского факультета в Москве, он получил степень доктора медицины в Эрлангенском университете. Возвратись в Alma Mater, В. М. Рихтер открыл при Клиническом институте Московского университета Повивальный институт на 3 койки (в 1820 г. их число увеличилось до 6). Так, на практике осуществлялась идея клинического преподавания акушерства в России.

Развитие акушерства в 19 веке:

Дальнейшее развитие отечественного родовспоможения связано с трудами Д.И. Левицкого “Руководство к повивальной науке ” и Г.И. Кораблева “Курс акушерской науки и женских болезней ”. Ценный вклад в российскую науку в XIX веке внесли А.Я. Красновский, А.М. Макеев, В.Ф. Снегирев, И.М. Сеченов, К.А. Тимирязев и Н.И. Пирогов. В 1893 году директор Клинического повивального института профессор Д.О. Отт писал: “Русская гинекология нисколько не отстает от Запада. Необходимо построить такое учреждение, которое соответствовало бы всем новейшим достижениям в области гинекологии, которое руководило бы всей гинекологической мыслью. Во многом Россия даже является научным центром в деле развития и изучения акушерства и женских болезней ”.

Введение эфирного (1846) и хлороформного (1847) наркоза, начало профилактики родильной горячки (1847), а также развитие учения об антисептике и асептике открыли широкие возможности для акушерской и гинекологической практики. Все это вместе с достижениями в области морфологии и физиологии женского организма способствовало успешному развитию гинекологии и выделению ее в середине XIX в. в самостоятельную медицинскую дисциплину.

В России первые гинекологические отделения были открыты в Петербурге (1842) и Москве (1875). Начало хирургическому направлению в российской гинекологии положил Александр Александрович Китер (1813—1879) — талантливый ученик Н. И. Пирогова. В течение 10 лет (1848—1858) А. А. Китер руководил кафедрой акушерства с учением о женских и детских болезнях в Петербургской медико-хирургической академии; он написал первый в России учебник по гинекологии «Руководство к изучению женских болезней» (1858) и произвел первую в стране успешную чрезвлагалищную операцию удаления матки, пораженной раком (1842). Большой вклад в развитие оперативной гинекологии и оперативного акушерства внес ученик А. А. Китера Антон Яковлевич Крассовский (1821—1898). Он первым в России произвел успешные операции овариотомии (овариэктомия) и удаления матки ,и постоянно совершенствовал технику этих оперативных" вмешательств; предложил оригинальную классификацию форм узкого таза, четко разделив понятия «анатомически узкий таз» и «клинически узкий таз», и разработал показания для наложения акушерских щипцов, ограничив их неоправданное применение при узком тазе.  В 1858 г. занял акушерскую кафедру. Его можно считать родоначальником всей обширной ныне семьи русских акушеров, выдвинувший преподавание акушерства на небывалую высоту, создавшего школу и прославившегося как замечательный диагност и образцовый оператор.

На базе Медико-хирургической академии он впервые в России организовал широкую клиническую подготовку акушеров-гинекологов, ввел систему постдипломного усовершенствования в этой области. Его «Курс практического акушерства» долгое время служил основным руководством для отечественных акушеров-гинекологов. А. Я-Крассовский организовал первое в России Петербургское акушерско-гинекологическое научное общество (1887) и первый в этой области «Журнал акушерства и женских болезней» (1887). Преподавание гинекологии как самостоятельной дисциплины было введено в России по инициативе Владимира Федоровича Снегирева (1847— 1916)—одного из основоположников отечественной гинекологии. В 1889 г. он создал в Московском университете первую в нашей стране гинекологическую клинику, которой руководил до 1900 г.

 

Развитие акушерства в 20 веке:

Мечта российских врачей реально воплотилась в жизнь, когда в 1904 году в одном из красивейших мест Петербурга, в Биржевом сквере на Васильевском острове, был возведен практически совершенный по своим архитектурным и функциональным характеристикам больничный комплекс Императорского клинического акушерско –гинекологического института с великолепными интерьерами и оборудованием. Деятельность этого института положила начало новому этапу в истории русской медицины. Небезынтересен и тот факт, что именно в этом здании родился царевич Алексей, наследник последнего русского императора Николая II. Организация акушерской помощи в царской России имела свои особенности, непосредственно связанные с финансированием, по большей части осуществляемым различными благотворительными обществами и организациями, а также частными лицами. К примеру, средства на строительство в Москве акушерской клиники и клиники женских болезней пожертвовали помещица Е.В Пасхалова и советник Т.С. Морозов. Однако филантропия едва ли справлялась со всеми насущными проблемами этой отрасли медицины: по воспоминаниям современников, частные лечебницы и родильные приюты, даже в таких крупных городах, как Москва и Санкт –Петербург, были весьма примитивно оборудованы и имели недостаточное количество мест для рожениц. Так в 1913 году на всей территории огромной страны насчитывалось девять детских консультаций и всего лишь 6824 койки в родильных домах. По статистике в процессе родов –в основном, от сепсиса и разрывов матки –ежегодно умирало более 30 000 женщин. Чрезвычайно высокой была также смертность среди детей первого года жизни: на 1000 родившихся умирало в среднем 273 ребенка. Согласно официальным данным начала XX века, лишь 50 процентов жительниц Москвы имели возможность получения профессиональной медицинской помощи при родах в стационаре, а в целом по стране этот процент составлял всего лишь 5,2 процента – для жительниц городов и 1,2 процента – в сельской местности. Большинство же женщин продолжало традиционно рожать дома с помощью родственниц и соседок. Причем эта форма взаимной помощи распространялась не только на момент принятия родов, но предусматривала и помощь по дому, присмотр за старшими детьми, уход за младенцем и т.д. Лишь в особо сложных случаях для принятия родов приглашались повитухи, акушерки или врач –гинеколог. Интересно отметить, что на средства многочисленных благотворительных обществ была организована сеть учреждений с названием “Капля молока ” – прообраз современных молочных кухонь, где продавалось “обезвреженное коровье молоко ”.

Развитие акушерство в Советские времена:

Однако события Октября 1917 года, перевернувшие всю жизнь России, изменили и систему оказания помощи беременным и роженицам. Конечно же, у Советской власти были основания критически отнестись к принципам мединского обслуживания, существовавшим в стране. Прежде всего сработала типичная для того времени психология отрицания любого, в том числе и положительного опыта прошлого.

Традиции, даже хорошие, сознательно отвергались, все начиналось “с чистой доски”. Специальным декретом 1918 года был создан Отдел охраны материнства и младенчества при Народном комиссариате государственного призрения. Этому отделу и отводилась главная роль в решении грандиозной задачи –строительства “нового здания социальной охраны грядущих поколений ”.

Нельзя не отметить, что в годы Советской власти была разработана целая система законодательных актов, направленных на социальную охрану материнства и организацию медицинской помощи беременным. Сюда относились: и систематическое наблюдение в женских консультациях, и дородовый патронаж, и ранняя диагностика патологии беременности, и дородовая госпитализация беременных, и активная борьба с социальными болезнями типа туберкулеза, сифилиса, алкоголизма и прочее. Но не все законодательные акты, направленные на охрану здоровья женщин, имели однозначный положительный результат. Примером такого двоякого эффекта может послужить, например, Постановление ЦИК и СНК СССР от 27 июня 1936 года. С одной стороны, это постановление действительно во многом усилило социальную защищенность женщин. С другой, – разделы документа, запрещавшие аборты со всей присущей тоталитарной системе категоричностью в условиях полного отсутствия средств контрацепции, лишили многих женщин возможности альтернативы и привели к увеличению числа нелегальных абортов. С середины 30–х годов большинство женщин, живших в сельской местности, рожали в колхозных родильных домах, появление которых в основном было связано с явной нехваткой городских родильных домов и плохим транспортным сообщением. В этих колхозных роддомах (на 2-3 койки) акушерка принимала лишь нормальные роды. Роженицы чувствовали себя здесь очень спокойно: вокруг лишь знакомые лица, соседки по палате – подруги детства, да и сама акушерка – частый гость в семье. Таким же типичным для села был и фельдшерско-акушерский пункт, работавший по типу амбулаторных учреждений. Акушерка такого пункта вела наблюдение за беременными, направляла их на роды в стационар, осуществляла патронаж молодых матерей и детей до года. К началу 60–х годов в нашей стране был накоплен большой опыт оказания помощи беременным и новорожденным. Была создана система специализированной акушерской помощи, включавшей в себя наблюдение за беременными в женской консультации по месту жительства, организацию госпитализации в случае возникновения осложнений, а также направление беременных в родильный дом.

Уже в 20–х годах началась настоящая революция в области медицинского обслуживания беременных женщин и новорожденных. В 1921 году было открыто 1402 яслей, 135 Домов матери и ребенка, 118 молочных пунктов, 216 детских консультаций.

Большой вклад в развитие акушерства и гинекологии в России также внесли Г. Фрезе, С А Громов, С. Ф. Хотовицкий, Г. П. Попов, И. П. Лазаревич, В. В. Строганов и другие.


В Московском университете кафедра акушерства была открыта в 1764 году, и её занял профессор Эразмус. Прочное основание акушерство получило лишь с назначением в 1790 году профессора Вильгельма Рихтера.

В Харьковском университете акушерская клиника на 4 кровати была открыта только в 1829 году, хотя преподавание акушерства начато было ещё в 1815 году. Особенную известность приобрела клиника при заведовании ею профессора Лазаревича.

В Казани акушерская клиника была открыта в 1833 году, на 6 кроватей.

В Киеве акушерская кафедра с клиникой существует с 1847 года.

 

Акушерство в 21 веке:

В настоящее время: Серов Владимир Николаевич, президент Российского общества акушеров-гинекологов, академик РАМН, доктор медицинских наук, профессор, Заслуженный деятель науки РФ. Адамян Лейла Владимировна, академик РАМН, доктор медицинских наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ, главный внештатный специалист акушер-гинеколог Минздравсоцразвития РФ. Радзинский Виктор Евсеевич, вице-президент Российского общества акушеров-гинекологов, доктор медицинских наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ, зав.кафедрой акушерства и гинекологии РУДН, главный внештатный специалист-эксперт акушер-гинеколог Росздравнадзора.

Заключение:

Акушерство оказывает неоценимую помощь женщине в родах. К сожалению, родовой процесс практически непредсказуем. У самой здоровой женщины, при гладком течении беременности возможно развитие в родах состояний, опасных не только для здоровья, но и для жизни ее самой и ребенка. Последнее десятилетие все чаще приходится слышать о преимуществах родов на дому. Никто и никогда не сможет предсказать, какими по интенсивности будут схватки и потуги у роженицы, как произойдет продвижение ребенка по родовым путям, в каком состоянии родится ребенок, как произойдет отделение плаценты, насколько интенсивным будет кровотечение в послеродовом периоде и прочее и прочее. Акушерство гарантирует женщине квалифицированную помощь в родах и послеродовом периоде. Даже при имеющихся нареканиях к организации здравоохранения, нельзя умалять заслуги этой отрасли медицины, ведь каждый из нас, не зависимо от пола, хоть раз в жизни столкнулся с акушерством – в момент своего рождения. 

 

  1. Википедия. Интернет ресурс. http://ru.wikipedia.org/wiki/
  2. Статья из книги "Родить и возродиться"
    Адаптированный перевод с голландского .-М,1999. Интернет ресурс. http://www.midwifery.ru/history/rodit.htm
  3. Статья  Соколухо Натальи . Интернет ресурс http://www.baby.ru/sp/544254/blog/post/3459055/
  4. Сорокина Т.С. «Истории медицины»,2 том, глава 7,Акушерство и гинекология.